Чу-чу-чу – по дороге я качу.
Са – са – са – длинная коса. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Ши – ши – ши – новые карандаши. (Катить шарик по каждому пальцу).
Ша – ша – ша – я катаю малыша. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Ил - ил – ил – дятел дерево долбил. (Держать шарик подушечками пальцев, с усилием надавить ими на мяч).
Ры – ры – ры – катаемся с горы. (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).
Ра – ра – ра – высокая гора. (Катить шарик круговыми движениями по ладоням).
Ру – ру – ру – листья соберу. (Нажать шариком на каждый палец).
Ру – ру – ру – скачет кенгуру. (Прыгать по ладошке шаром).
Ры – ры – ры – в руках у нас шары. (Зажать шарик в одном кулаке, затем в другом).
Автоматизация звуков в стихах:
В Мишиной машине –
Батюшка и матушка,
Дедушка и бабушка,
Аленушка и Машенька,
Антошка, кошка и мишка.
(Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение).
***
У Жени в багаже флажок,
Джем, пижама, утюжок,
Жаба, уж и ножик,
Жилет, жетон и… ежик.
(Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение).
***
Варит сам самовар, (Катить шарик круговыми движениями по ладоням в одну сторону).
Катит сам самокат, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Ходит сам самоход, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Сам летает самолёт. (Подкинуть шарик двумя руками вверх и поймать его).
***
Сани, сани едут сами! (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).
Через горы и леса (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Едут сани – чудеса! (Вращать шарик подушечками пальцев назад).
***
На дворе горка, (Катить шарик круговыми движениями по ладоням в одну сторону).
Под горкой норка. (Катить шарик круговыми движениями по ладоням в другую сторону).
В этой норке крот (Зажать шарик в одном кулаке),
Норку стережет (Зажать шарик в другом кулаке).
***
По дорожке шла матрешка, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Шла матрешка не спеша. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Шишечку нашла матрешка… (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).
Очень шишка хороша! (Перекладывать шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп).
***
Лягушка – попрыгушка, (Прыгать по ладошке шаром).
Глазки на макушке. (Перекладывать шарик из одной ладони в другую)
Прячьтесь от лягушки (Зажать шарик в одном кулаке)
Комары и мушки! (Зажать шарик в другом кулаке).
Игры, направленные на расширения словаря по лексическим темам
Тема «Овощи».
«Капустка».
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
Мы капустку рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)
Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)
Мы капустку трем, трем (потираем ладошками о шарик)
Мы капустку жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке).
«Овощи».
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке, (Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик)
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец. (Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого.)
Наша Зина – молодец!
Показывают большой палец.
Тема «Фрукты».
Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша, просит. «Ну – кА, скушай!»
Этот пальчик – ананас, (Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.)
Фрукт для вас и для нас. (Дети катают шарик по ладошке.)
Тема «Грибы».
Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу. (Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик.)
Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!» (Показывают удивление, разводят руки в стороны)
Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой. (Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)
А мухомор не понесу, пусть останется в лесу! (Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.)
Тема «Ягоды».
Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника (Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)
Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? (Поднимают плечи, удивляются.)
Я – молодец! (Большой палец вытягивают вперед.)
Тема «Игрушки»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят: (дети катают Су-Джок между ладоней)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок. (поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому пальчику, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать. (дети катают Су-Джок между ладоней)
Тема «Части тела».
«Пальцы».
Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять, (разгибать пальцы по одному)
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Этот пальчик для того, чтоб показывать его. (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал. (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).
«Пальчики».
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.
Этот пальчик — в лес пошёл, (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)
Этот пальчик — гриб нашёл, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
Этот пальчик — занял место, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик — ляжет тесно, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел. (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Тема «Семья».
«Мальчик-пальчик».
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был? (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).
«Семья».
Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик — дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Этот пальчик — бабушка, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик — папенька, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик — маменька, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.) (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).
«Родные братья».
Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Ивану-большому — дрова рубить, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Ваське-указке — воду носить, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Мишке-среднему — печку топить, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Гришке-сиротке — кашу варить, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать. (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).
Тема «Рыбы».
«Подводный мир».
Посмотри скорей вокруг!
Что ты видишь, милый друг. (Дети катают Су – Джок между ладонями.)
Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда,
Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.
А вот расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог. (Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)
Тема «Насекомые».
Дружно пальчики считаем – насекомых называем. (Дети катают Су – Джок между ладонями.)
Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит, ой, сюда комар летит! (Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)
Тема «Посуда».
Девочка Иринка порядок наводила. (Дети катают Су – Джок между ладонями.)
Девочка Иринка кукле говорила.
«Салфетки должны бить в салфетнице,
Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль, конечно, в солонке!» (Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)
Тема «Одежда».
Постираю чисто, с толком. (Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.)
Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,
А ещё футболку, джинсы, свитерок и брюки. (Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)
Вот устали мои руки!
Встряхивают обе руки.
Тема «Транспорт».
Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть (Дети катают Су – Джок между ладонями.)
Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет, (Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)
Пять пальцев мы в кулак зажмем,
Пять видов транспорта мы назовем. (Дети сжимают пальцы в кулачок.)
К нам весна шагает
Быстрыми шагами, (Шагать шариком по ладошке правой руки.)
И сугробы тают
Под её ногами. (Провести шариком от пальцев к концу правой ладони.)
Чёрные проталины
На полях видны. (Сделать круговые движения шариком по левой ладони.)
Видно очень тёплые
Ноги у весны. (Шагать шариком по ладошке левой руки.)
Тема «Лето».
(Надевают кольцо на каждый палец по одному на каждый счет.)
Вот за что люблю я лето?
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре - это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!
Тема «Дикие животные».
«Черепаха».
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают Су-Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь. (дети катают Су Джок между ладоней).
«Ежик».
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су Джок между ладонями)
Тема «Дикие животные».
«Ежик».
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ежик, ежик колкий, где твои иголки, (дети катают Су- Джок между ладоней)
Нужно бельчонку сшить распашонку,
Починить штанишки шалуну-зайчишке,
Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,
Если отдам иголки съедят меня волки. (дети катают Су-Джок между ладоней).
«Зайки».
На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)
«Медведи».
Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке)
А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать (нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.
«Дикие звери зимой».
Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит,
Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится – убегает от лисицы. (Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)
Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков. (Дети катают Су –Джок между ладонями.)
Игры на расширение глагольного словаря.
1.Игра «Кто как говорит?»
Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку и просит назвать (кошка – мяукает, бык – мычит, курица – кудахчет и т.д.)
2.Игра «Кто как передвигается?»
Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку и росит назвать (воробей летает, рыба плавает, заяц скачет и т.д.)
Игры, направленные на обогащение словаря прилагательных.
(проводятся аналогично с использованием мячика Су Джок)
1.Игра «Какой компот?»
Ребенок выбирал картинку и называл, из чего сделан компот, и как можно сказать по-другому (компот из малины – малиновый компот, компот из яблок – яблочный компот и т.д.).
2.Игра «Найди лишнее»
Ребенку предлагали ряд слов и он находил лишнее слово (белый, серый, синий, маленький; большой, огромный, громадный, слабый).
3.Игра «Чей, чья, чьи, чье?»
Ребенок образовывал притяжательные прилагательные и согласовывал с существительным в роде, числе и падеже (уши осла – ослиные уши, копыта оленя – оленьи копыта, лапа льва – львиная лапа).
Игры, направленные на закрепления обобщающих слов
1.Игра «Назови одним словом
Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называет несколько слов из одного родового понятия и просит назвать их одним словом( капуста, помидор, огурец- это)
2. Игра «Лишнее слово»
Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называет слова и предлагает детям плавать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
Игры на расширение словаря анонимов
1.Игра «Скажи наоборот».
Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называет слова и предлагает детям назвать слова, противоположные данным (горячий – холодный, встала – села, черный – белый и т.д.)
2.Игра «Слова — неприятели».
Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называет предложение, а дети заканчивают предложение.
(Бегемот большой, а кошка ...Булыжник тяжелый, а вата... Зимой холодно, а летом ...Варенье сладкое, а уксус ...Куст высокий, а трава ...Суп горячий, а компот ...Земля черная, а снег ...Кошка добрая, а собака…).
Игры, направленные на закрепление лексико-грамматических категорий
1.Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов:
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
2.Упражнение «Один-много».
Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
3.Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково»
Комментарии
Отправить комментарий